«Этот проект действует уже 10 лет, – говорит директор Музея музыки и фольклора народов Якутии Мария Корнилова. – Создательница нашего музея Аиза Петровна Решетникова считает, что не надо сидеть на одном месте и ждать посетителя – надо идти ему навстречу. Мы полностью с ней согласны. Но за пределы республики выехали впервые».
«Выступления в знаковых местах»
Перед ответственным турне обряд благословения провёл Александр Васильевич Саввинов – Алгыстаах Елексеен, и поездка удалась: в общей сложности провели 12 мероприятий в Петербурге и Пскове, показав 30-летнюю работу музея.
– Выставки, концерты, арт-встречи прошли в знаковых местах культурной столицы России: Российском этнографическом музее, Музее музыкально-театрального искусства имени Римского-Корсакова, Доме дружбы народов-Доме национальностей, «Ленфильме», что говорит об увеличении числа людей, интересующихся традиционной культурой, – отметила заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Марина Силина, сообщив, что проект «Кочующий музей» в сентябре приглашён в Норильск.
На очереди – Москва и Сочи. В середине августа в Российском этнографическом музее завершится открытая 14 июля выставка «Мотивы Севера», и попутно с её демонтажем будут вестись переговоры о дальнейших поездках.
Рекордсмен России
А что, собственно, показывали?
В Доме национальностей прошла персональная выставка вышитых бисером картин Ульяны Нохсоровой, одна из которых – «Кыыс Амма», на которую ушло 9,5 кг чешского бисера, вошла в Российскую книгу рекордов Гиннесса.
Всего же посетители смогли полюбоваться 25 картинами, среди которых особое место занимает портрет её родного дяди – сказителя, певца, заслуженного артиста ЯАССР Устина Нохсорова, в 1946 году принявшего участие в московском концерте в честь первой годовщины Победы над фашистской Германией.
– Эта идея пришла мне в год 75-летия Победы, – рассказала мастерица на пресс-конференции. – Я тогда мысленно обратилась к дяде с просьбой «помоги», и он помог: картина получилась.
Но когда присутствующая здесь Варвара Валерьевна Обоюкова предложила мне сделать серию таких картин, я отказалась, потому что это слишком сложно. Но она стала рассказывать мне про Сергея Афанасьевича Зверева, его уникальный дар, дружбу с моим дядей и в конце концов уговорила.
После портрета Зверева я вышила портрет Гаврила Колесова, записавшего олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» на фирме «Мелодия».
Постепенно заинтересовалась олонхо, стала много читать на эту тему и – совершенно далёкий от музыки человек – увлеклась.
А за портрет Ойунского взялась после того, как он явился мне во сне.
Фон моих картин – значимые для героев события. А так как в основу его «Нюргуна Боотура» легли 30 олонхо, то вышила я портрет Платона Алексеевича на фоне священного древа Аал Луук Мас, который «складывается» из 30 лепестков.
В Шереметевском дворце
На упомянутой уже выставке «Мотивы Севера» в Российском этнографическом музее по сей день можно увидеть не только национальные костюмы народов Якутии, но даже шаманские и один элемент шаманского атрибута, который использовал в своей практике Савей. Ещё одна часть выставки – музыкальные инструменты.
Кстати, об инструментах. Ансамбль якутских народных инструментов «Кыл саха» под руководством Анны Томской дал сольный концерт в Шереметевском дворце – филиале Санкт-Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства имени Римского-Корсакова.
А после выступления они побывали в Музее музыки, которому подарили инструмент Руслана Габышева. Сотрудники были счастливы пополнить коллекцию, в которой хранится инструмент московского мастера Петра Шошина, изготовившего в 1960-е годы первые четыре комплекта для якутского оркестра.
Есть в Музее музыки и более «молодые» якутские инструменты, сделанные верхневилюйскими мастерами в начале 1980-х.
– Всё в отличном состоянии, мы играли на них, – поделилась Анна Томская. – Нам предложили ещё озвучить их, чтобы посетители при наведении смартфона могли услышать звучание якутских инструментов, но на этот раз не вышло, так что всё ещё впереди.
В мраморном зале Российского этнографического музея прошёл сольный концерт Руслана Габышева, заслуженная артистка РФ Анна Дьячковская исполнила для своих поклонников романсы, был презентован сборник песен малочисленных народов Севера в исполнении Александра Самсонова, члены этнофольклорного клуба «Хэрма сэдьэ» («Хоровод яранг») впервые показали круговой танец сэдьэ в стенах Российского этнографического музея и провели мастер-классы по вышивке бисером.
«Пришли к своему почерку»
После всех мероприятий участники ещё снимались в документальном фильме «Кочующий музей». Отснят, безусловно, очень интересный материал, и сейчас музей ищет финансы на монтаж.
…С собой из турне они привезли не только впечатления и предложения о сотрудничестве, но и 12-метровую (по числу месяцев в году) салама – шнур из конского волоса, сплетённый мастерицей из Вилюйского улуса Маргаритой Новиковой, на который гости всех двенадцати их мероприятий повязывали ленточки с благопожеланиями.
Ещё одна «спутница» участников турне – миниатюрная яранга, сделанная членом этнофольклорного клуба «Хэрма сэдьэ» Ольгой Подобашевой.
В будущем, когда у музея появится здание попросторнее, и салама, и яранга займут в экспозиции почётное место.
«Выступая там, мы пришли к своему почерку. Мы, люди с академическим образованием, вернулись к своим корням, исконным звукам», – сказала на пресс-конференции музыковед Мариам Шамаева, добавив, что «надо охватить всю страну такими поездками». Что ж, благодаря полученным в ходе турне предложениям, география «кочевок» музея уже начала расширяться.
Осталось только добавить, что пока один состав «Кочующего музея» представлял культуру республики на северо-западе страны, другой под руководством Майи Максимовой ездил по летним лагерям и детским садам, эту самую культуру взращивая, ведь одно без другого невозможно.
Фото: Иван Яковлев.
https://yakutia-daily.ru/kochuyushhij-muzej-iz-yakutii-pobyval-v-peterburge-i-pskove/
«Выступления в знаковых местах»
Перед ответственным турне обряд благословения провёл Александр Васильевич Саввинов – Алгыстаах Елексеен, и поездка удалась: в общей сложности провели 12 мероприятий в Петербурге и Пскове, показав 30-летнюю работу музея.
– Выставки, концерты, арт-встречи прошли в знаковых местах культурной столицы России: Российском этнографическом музее, Музее музыкально-театрального искусства имени Римского-Корсакова, Доме дружбы народов-Доме национальностей, «Ленфильме», что говорит об увеличении числа людей, интересующихся традиционной культурой, – отметила заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Марина Силина, сообщив, что проект «Кочующий музей» в сентябре приглашён в Норильск.
На очереди – Москва и Сочи. В середине августа в Российском этнографическом музее завершится открытая 14 июля выставка «Мотивы Севера», и попутно с её демонтажем будут вестись переговоры о дальнейших поездках.
Рекордсмен России
А что, собственно, показывали?
В Доме национальностей прошла персональная выставка вышитых бисером картин Ульяны Нохсоровой, одна из которых – «Кыыс Амма», на которую ушло 9,5 кг чешского бисера, вошла в Российскую книгу рекордов Гиннесса.
Всего же посетители смогли полюбоваться 25 картинами, среди которых особое место занимает портрет её родного дяди – сказителя, певца, заслуженного артиста ЯАССР Устина Нохсорова, в 1946 году принявшего участие в московском концерте в честь первой годовщины Победы над фашистской Германией.
– Эта идея пришла мне в год 75-летия Победы, – рассказала мастерица на пресс-конференции. – Я тогда мысленно обратилась к дяде с просьбой «помоги», и он помог: картина получилась.
Но когда присутствующая здесь Варвара Валерьевна Обоюкова предложила мне сделать серию таких картин, я отказалась, потому что это слишком сложно. Но она стала рассказывать мне про Сергея Афанасьевича Зверева, его уникальный дар, дружбу с моим дядей и в конце концов уговорила.
После портрета Зверева я вышила портрет Гаврила Колесова, записавшего олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» на фирме «Мелодия».
Постепенно заинтересовалась олонхо, стала много читать на эту тему и – совершенно далёкий от музыки человек – увлеклась.
А за портрет Ойунского взялась после того, как он явился мне во сне.
Фон моих картин – значимые для героев события. А так как в основу его «Нюргуна Боотура» легли 30 олонхо, то вышила я портрет Платона Алексеевича на фоне священного древа Аал Луук Мас, который «складывается» из 30 лепестков.
В Шереметевском дворце
На упомянутой уже выставке «Мотивы Севера» в Российском этнографическом музее по сей день можно увидеть не только национальные костюмы народов Якутии, но даже шаманские и один элемент шаманского атрибута, который использовал в своей практике Савей. Ещё одна часть выставки – музыкальные инструменты.
Кстати, об инструментах. Ансамбль якутских народных инструментов «Кыл саха» под руководством Анны Томской дал сольный концерт в Шереметевском дворце – филиале Санкт-Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства имени Римского-Корсакова.
А после выступления они побывали в Музее музыки, которому подарили инструмент Руслана Габышева. Сотрудники были счастливы пополнить коллекцию, в которой хранится инструмент московского мастера Петра Шошина, изготовившего в 1960-е годы первые четыре комплекта для якутского оркестра.
Есть в Музее музыки и более «молодые» якутские инструменты, сделанные верхневилюйскими мастерами в начале 1980-х.
– Всё в отличном состоянии, мы играли на них, – поделилась Анна Томская. – Нам предложили ещё озвучить их, чтобы посетители при наведении смартфона могли услышать звучание якутских инструментов, но на этот раз не вышло, так что всё ещё впереди.
В мраморном зале Российского этнографического музея прошёл сольный концерт Руслана Габышева, заслуженная артистка РФ Анна Дьячковская исполнила для своих поклонников романсы, был презентован сборник песен малочисленных народов Севера в исполнении Александра Самсонова, члены этнофольклорного клуба «Хэрма сэдьэ» («Хоровод яранг») впервые показали круговой танец сэдьэ в стенах Российского этнографического музея и провели мастер-классы по вышивке бисером.
«Пришли к своему почерку»
После всех мероприятий участники ещё снимались в документальном фильме «Кочующий музей». Отснят, безусловно, очень интересный материал, и сейчас музей ищет финансы на монтаж.
…С собой из турне они привезли не только впечатления и предложения о сотрудничестве, но и 12-метровую (по числу месяцев в году) салама – шнур из конского волоса, сплетённый мастерицей из Вилюйского улуса Маргаритой Новиковой, на который гости всех двенадцати их мероприятий повязывали ленточки с благопожеланиями.
Ещё одна «спутница» участников турне – миниатюрная яранга, сделанная членом этнофольклорного клуба «Хэрма сэдьэ» Ольгой Подобашевой.
В будущем, когда у музея появится здание попросторнее, и салама, и яранга займут в экспозиции почётное место.
«Выступая там, мы пришли к своему почерку. Мы, люди с академическим образованием, вернулись к своим корням, исконным звукам», – сказала на пресс-конференции музыковед Мариам Шамаева, добавив, что «надо охватить всю страну такими поездками». Что ж, благодаря полученным в ходе турне предложениям, география «кочевок» музея уже начала расширяться.
Осталось только добавить, что пока один состав «Кочующего музея» представлял культуру республики на северо-западе страны, другой под руководством Майи Максимовой ездил по летним лагерям и детским садам, эту самую культуру взращивая, ведь одно без другого невозможно.
Фото: Иван Яковлев.
https://yakutia-daily.ru/kochuyushhij-muzej-iz-yakutii-pobyval-v-peterburge-i-pskove/